САМОЛЕТ ТЕСЛА
Наряду с разработками Николая Тесла в области транспорта, где движение осуществляется за счет эфира, имя конструктора прижилось в проектах, основанных на беспроводной передаче электроэнергии.

Самолет Тесла


О передаче электроэнергии посредством микроволн, разработанной Николаем Тесла слышали многие. По задумке ученого любой транспорт может быть переведен на микроволновый принцип. Во времена Тесла его новаторское предложение было затерто конкурентами, но в отдельных лабораториях разработки беспроводной передачи энергии продолжаются, в том числе попытки спроектировать самолет Тесла. Вашему вниманию предлагаются фрагменты публикаций из журнала "Техника Молодежи" №№ 1988.7 и 1989.4.
Фрагменты статьи:

Микроволновый самолет

Неистовый гений изобретательства Никола Тесла (1856-1943), убедивший мир в практичности энергетических систем на переменном токе. мечтал передавать электроэнергию на расстояние без проводов. Еще в 1928 году он предсказывал, что когда-нибудь самолеты будут получать энергию прямо с земли.
Осенью 1987 года с раскисшей от дождя лужайки вблизи канадской столицы взлетел хрупкий мотопланер. Его двигатель питался энергией, передаваемой с земли микроволновым лучом.

Микроволновый самолет на принципе Тесла
Экспериментальная модель, уменьшенная в 8 раз получила название ШАРП-5 (аббревиатура английских слов "стационарная высотная трансляционная платформа"). С 1981 года в аэрокосмическом институте в Торонто под руководством Джеймса Делорье разработана и построена целая серия таких аппаратов.

Первый показательный полет, как говорилось, состоялся полтора года назад, 6 октября на рассвете. В низкое, пасмурное небо была направлена микроволновая параболическая антенна диаметром 6 м. а виновника торжества - ШАРП-5 - спасали от дождя в переносном ангаре. В 8 часов 15 минут при очень сильном порывистом ветре модель оторвалась от земли. Электромотор, питаемый поначалу никель-кадмиевыми батареями, вращал 25-дюймовый пропеллер. Для перехвата микроволнового 10-киловаттного луча от наземной антенны мотопланер должен был подняться на высоту не менее 100 м.

Медленно, с натугой преодолевая встречные потоки воздуха, белый с красными полосами мини-самолет по спирали карабкался ввысь. За его движениями внимательно следила чаша антенны. крошечный, мощностью в 0,5 л.с. бортовой электродвигатель гудел то громче, то тише, когда на виражах перехватывалось больше или меньше энергии луча. через 3,5 минуты ШАРП-5 пошел на снижение. Приземление было встречено апплодисментами. После управляющий полетом с земли Гарри Бовер признался: "Это были самые плохие условия для полета из всех, с которыми приходилось иметь дело раньше".

Путь к первому полету был долгим и извилистым. Поначалу исследователи безуспешно пытались работать с радиоволнами в диапазоне десятков, сотен и даже тысяч метров. В конце концов стало очевидно, что сфокусировать в узкий луч можно лишь микроволны. Именно такой тип электромагнитного излучения используется теперь для передачи телевизионных сигналов или, скажем, в уже полюбившихся хозяйкам микроволновых духовках (здесь генерируется частота в 2,45 гигагерц, а длина волны составляет всего несколько сантиметров). Однако организация связи и кулинарная технология совсем не то, что передача энергии на расстояние. Чтобы послать микроволновый сигнал, который можно было бы уловить и преобразовать в электрический ток, необходимы передатчики большой мощности. Таковые появились лишь в 40-е годы: были изобретены электронные лампы, излучающие СВЧ-волны, - клистрон, магнетрон (последний, кстати, и используется в бытовых микроволновых печках), генерирующие излучение значительной мощности.

Один из первых серьезных шагов к полетам с микроволновым энергетическим обеспечением был сделан американским инженером Вильямом Брауном на рубеже 60-х годов. Беспилотный вертолет вел наблюдения в интересах министерства обороны. успех в реализации этого сложного проекта предопределило решение преобразовывать микроволны, принятые антенной летательного аппарата в постоянный ток. Браун впервые опробовал схему со встроенными выпрямителями - маленькими антеннами-диполями, соединенными с системой полупроводниковых выпрямителей. В вертолетной антенне использовали 3 тыс. диодов. Стоит ли говорить, что такая система была громоздка и ненадежна.
...
Однако, нет худа без добра: в 1982 году, в ходе проработки эффективной системы передачи по схеме "переменный ток - микроволны - постоянный ток", было сделано изобретение, имеющее важнейшее значение для будущих полетов. Тонкопленочная пластиковая антенна-выпрямитель, полученная по особой технологии, весила в 10 раз меньше, чем предшествующие образцы. Это дало толчок канадской программе микроволнового самолета.

Микроволновый самолет на принципе Тесла В перспективе предполагается изготовить бортовую антенну диаметром 9 м, она будет состоять из примерно 10 тыс. микроантенн-выпрямителей. На будущем мотопланере (напомним, ШАРП-5 - это пока модeль, уменьшенная в 8 раз) установят автопилот с компьютерным управлением; на борт можно будет взять 80 кг полезного груза. Микроволновый луч мощностью 500 кВт донесет к приемной антенне самолета около 30 кВт - такой КПД конструкторов пока вполне устраивает. Плотность потока мощности в точке нахождения мотопланера составит таким образом 500 Вт/кв.м. Этот уровень близок к используемому ныне в медицине при микроволновой терапии и, по уверению руководителя проекта Джо Шлессака, не превышает национального стандарта безопасности. Так что если в сектор действия луча даже и попадет человек (сам-то самолет беспилотный), он испытает лишь слабое ощущение тепла. Пассажиры же авиалайнера, по недоразумению пересекшие этот сектор, вообще ничего не почувствуют - они надежно защищены металлическим корпусом. Да и займет-то такое взаимодействие мгновение! Тщательно изучается и вопрос о возможных радиопомехах. Но здесь, видимо, тоже нечего опасаться: ШАРП-5 успешно управляется по радио, имея обычный радиопроемник.
...
Однако не стоит забегать вперед. Пока на очереди испытание мотопланера в половину реального масштаба с высотой полета 600-900 м и наземной системы из 30 антенн. Для этого. видимо, потребуется от 2 до 3 лет. Необходима доработка компьютерного управления автопилотом, ведь на значительных высотах самолет неминуемо выйдет за пределы видимости. Да и затраты предстоят немалые - 10 млн. долларов лишь на первом этапе.
...
По материалам журналов "Попьюлар сайенс" (США) и "Сьянс э ви" (Франция).

Это была публикация из "ТМ" 1989.4 про самолет на принципах Тесла. Изображения взяты из "ТМ" 1989.4 и 1988.7.